И Н Ф О Р М А Ц И Я о результатах анализа обращений граждан в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области за 1 полугодие 2017 года


 В соответствии с приказом руководителя следственного управления от 30.05.2016 № 68 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области» отделом по приему граждан и документационного обеспечения проведен комплексный анализ работы по рассмотрению обращений граждан за 1 полугодие 2017 года.

Характерная для последних лет тенденция роста количества обращений, направляемых гражданами в следственное управление, территориальные следственные отделы, вызвала необходимость в пересмотре в 2016 году подхода к организации рассмотрения обращений граждан в следственном управлении, что сказалось на количественных и качественных показателях текущего года.

Динамика поступивших и рассмотренных обращений в органах следственного управления характеризуется следующими данными:

В 1 полугодии 2017 года в следственные отделы и аппарат следственного управления поступило 1437обращений(АППГ-1728),что является снижением на 16,8%.

Показатель рассмотренных в 2017 году обращений составляет 1039 обращения  (АППГ-1161).

Помимо приведенного показателя о рассмотренных обращениях, к ранее поступившим приобщено 26 обращений (АППГ-32), направлено в органы прокуратуры 148 обращений (АППГ-92), в иные ведомства 151 обращений (АППГ-135), оставлено без разрешения 17 обращение (АППГ-6).

Анализ подобного рода обращений показал, что их значительная часть направляется заявителями в следственные органы следственного управления ошибочно, что объясняется как незнанием действующего законодательства, так и ростом авторитета следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

Имели место факты применения требований требования п.2.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. 10 обращений, в которых отсутствовали сведения, достаточные для их разрешения, в установленный срок возвращались заявителям с соответствующим разъяснением (АППГ-5).

Сотрудниками аппарата и следственными подразделениями следственного управления в 1 полугодии 2017 года по существу рассмотрено 600 обращений, что на 28,6 % меньше, чем в аналогичном периоде 2016 года- 840.

Причинами уменьшения данного показателя явились объективные обстоятельства – увеличение количества жалоб, рассмотренных в порядке ст.124 УПК РФ, а также сокращение обращений граждан, неоднократно обращавшихся в следственное управление в связи с направлением уголовных дел в суды, принятием процессуальных решений по материалам, прекращением переписки.

Из общего числа разрешенных по существу удовлетворено два обращения  (АППГ-0), что составляет 0,3%.

По результатам рассмотрения других обращений принято 90 решений об отклонении доводов заявителя (АППГ-50) или 15 % об числа разрешенных, дано разъяснений по существу 508 (АППГ-790) или 85,7%.

Из общего числа разрешенных обращений – 46 являются повторными (АППГ-0), что составляет 2,2%.

Граждане обращались по вопросам, связанным с расследованием в следственном управлении уголовных дел и проведением доследственных проверок, о несогласии с принятыми процессуальными решениями, о несогласии с расследованием уголовных дел, на действия сотрудников полиции, администрации муниципальных образований,  о несогласии с заключениями судебно-медицинских экспертиз, а также по вопросам, не относящимся к компетенции следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

Удовлетворенных обращений не имеется.

Следует отметить, что по  обращениям  ряда граждан в следственном управлении принято решение о прекращении переписки, поскольку излагаемые ими доводы неоднократно проверялись в следственном управлении, а новых доводов заявителями не приведено.

Всего на остатке на 01.07.2017 находилось 52 обращения (жалобы рассматриваемые в порядке, предусмотренном ст.124 УПК РФ - 0), тогда как на 01.07.2016 на остатке в следственном управлении находилось 100 обращений (жалобы по ст.124 УПК РФ-1).

В порядке, предусмотренном статьей 124 УПК РФ, разрешено 111 жалоб (АППГ-86), в основном обращения, в которых заявители выражали несогласие с постановлениями об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начавшийся в 2015 году существенный рост обращений, направленных посредством электронной почты, характерен и для отчетного периода.  Так, в текущем году в интернет-приемную следственного управления поступило 318 обращений (АППГ-193), что составило рост на 64,8%.

Следует отметить, что из общего числа поступивших – разрешено по существу 54 обращения или 17%, тогда как в аналогичном периоде прошлого года из 193 обращений разрешено 65, что составляет 43,7%.

Остальные интернет – обращения направлены в соответствующие следственные органы Следственного комитета Российской Федерации- 24 обращения (АППГ-29), органы прокуратуры -67 (АППГ-22), иные ведомства-33 (АППГ-25).

Более чем в два раза отмечается рост количества обращений по телефонной линии «Телефон доверия» - 21 (АППГ-9), из которых 4 обращения являются повторными.

С 2014 года в следственном управлении организована  работа телефонной линии «Ребенок в опасности». За период   с 01.01.2017 по 30.06.2017 по указанной линии произведено свыше 10 тысяч соединений, по существу отработано 22 обращения, из них зарегистрировано  12 обращений (АППГ-4).

Обращений, содержащих информацию о признаках тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних, а также вызвавших большой общественный резонанс, не поступало.

В первом полугодии 2017 года парламентские запросы, обращения членовСовета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области не поступали (АППГ-2).

Судами Тульской области в первом квартале 2017 г. в порядке ст. 125 УПК РФ рассмотрено 42 (АППГ-74) жалобы на действия и решения следователя, руководителя следственного органа, что составило снижение на 43,2%.

По содержанию жалобы в порядке ст.125 УПК РФ рассматривались: 4  - жалобы на постановление о возбуждении уголовного дела;  10 - на отказ в возбуждении уголовного дела; 8 - на неуведомление о результатах рассмотрения сообщения о преступлении;12 - на иные действия (бездействия) и решения при приёме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях;  1 –на постановление об отказе в удовлетворении ходатайства,4 – на иные действия (бездействия) и решения следователя.

В 1 полугодии 2017 года в следственном управлении в ходе личного приема принято 439 граждан (АППГ-322), что составил рост на 36,3 %, от которых получено 280 обращений, 93 гражданам даны устные разъяснения правового характера.

Руководством следственного управления в отчетном периоде принято 93 гражданина (АППГ-76, рост 22,4%).

Руководством следственного управления осуществляется прием в следственном управлении, а также в соответствии с утвержденным графиком, осуществляются выезды для приема граждан в территориальные подразделения, о чем информируется население через средства массовой информации.

Прием граждан проводится с использованием средств видеофиксации.

О результатах работы следственного управления по рассмотрению обращений граждан, по их личному приему руководством следственного управления и территориальных следственных отделов регулярно информируется население.

На официальном сайте следственного управления, в разделе «Обращения граждан», на информационном стенде следственного управления ежеквартально размещаются статистические данные о поступивших и рассмотренных обращениях различных категорий.

В отчетном периоде в средствах массовой информации дополнительно размещена информация о работе телефонных линий следственного управления:

11.05.2017 на канале ГТРК «Тула» в программе «Во имя закона» вышел сюжет о работе телефонных линий «Ребенок в опасности», «Телефон доверия», «Прямая линия с руководителем следственного управления».

Организация работы по личному приему граждан и рассмотрению их обращений, обеспечение надлежащего уровня внесудебной защиты прав,  интересов и свобод граждан является одним из приоритетных направлений в деятельности следственного управления, находится на постоянном контроле в руководства и будет продолжена в дальнейшем.